Священномученик Константин Попов родился 20 октября 1869 года семье Попова
Ивана Макаровича, дьячка Осинского уезда Ключиковского села Тихвино-
Богородицкой церкви.
Запись в Метрической книге Тихвино Богородицкой церкви села Ключиков, Осинского уезда, от 1863-1869 гг. о рождении близнецов Константина и Александра (см. внизу от 20 октября). Родители: дьячок Иван Макаров Попов и законная жена его Елена Иванова, оба православного вероисповедания. Восприемники близнецов: крестьянин Петр Козюков, двенадцатилетний брат близнецов Петр и его восьмилетняя сестра Александра.
В ноябре 1869 года Иван Макарович Попов был определён псаломщиком ко вновь построенной церкви в селе Ново- Ипатово Екатеринбургского уезда.[2] Его семья переехала к новому месту его службы. 16 сентября 1872 года в молодом возрасте умирает отец семейства Иван Макаревич Попов. Детям в это время исполнилось: Петру 13 лет, Александре 11 лет, Марии 8 лет, Константину и Александру по 2 года и Сергию 1 год[3]. Вдова Елена Ивановна Попова с шестью детьми проживали в бедности. Для детей было выделено пособие 24 рубля в год. Восьмилетнюю дочь Марию в сентябре 1873года пришлось отдать в приют при Екатеринбургском девичьем монастыре
Церковь Михаила Архангела в селе Ново — Ипатово – это старинный храм, расположенный на восточной окраине села, в 77 километрах от Екатеринбурга. Он был возведён в 1862-1869 годах на скале-монолите. Первым псаломщиком в новом храме в1869 году стал Иван Макарович Попов, отец Константина Попова. Михайловская церковь является единственным храмом в Сысертском районе, который не был обезглавлен в период богоборческой кампании, проводимой советской властью. 19 августа 2008 года, в день Преображения Господня, правящий архиерей екатеринбургской епархии владыка Викентий рукоположил во священника дьякона Александра Безрукова. Иерей Александр стал настоятелем храма Михаила Архангела.
Смерть отца наложила отпечаток на характер Константина, его братьев и сестёр. Дети не были избалованы, выполняли все необходимые работы во благо семьи. Константин с братом — близнецом Александром помогали матери по хозяйству, водились с младшим братом Сергеем, который был на два года их младше, учились на дому под руководством матери для поступления в духовное училище. В 1979 году братья Константин и Александр поступили в Екатеринбургское Духовное училище на казённое содержание.
24 апреля 1879 года Указом Консистории вдова Елена Иванова Попова, была определена на должность просфорни. … «За труды свои получает от Сысертского заводоуправления 24 р. сер. в год. Дети ее: Петр 20 лет, родился 5 августа 1859 г. — проживает у дяди своего в
г. Томске, где проходит должность наборщика в типографии; Александр 10 лет и Константин 10 лет, родились 20 октября 1869 г. — обучаются в Екатеринбургском Духовном училище на казенном содержании; Сергий 8 лет, род. 17 сентября 1871 г. — обучается читать и писать и находится при матери; Мария 15 лет, род. 9 января 1864 г. — обучается в Екатеринбургском монастырском дамском училище на казенном содержании.»[4]
В1884 году Константин и Александр закончили Духовное училище с правом поступления в Пермскую духовную семинарию[5]. В 1885 году Константин Попов после первого класса Пермской Духовной семинарии, состоял помощником учителя земской школы.
С октября 1887 по 23 декабря 1888года он служил церковником при Екатеринбургской Крестовоздвиженской церкви.[6] А 23 июня 1889 года посвящен в стихарь Преосвященным Поликарпом Епископом Екатеринбургским и Ирбитским и был назначен на должность псаломщика в Сретенскую церковь Пышминско-Экономического (Никольского) села Камышловского уезда. Псаломщик Константин очень хорошо знал чтение и катехизис, это ему помогало в его службе и в общении с прихожанами.[7] В 1890 году у него родилась дочь Елизавета, через некоторое время родились ещё четверо детей. Жена у Константина Ивановича — Антонина Павловна, девичья фамилия Словцова, 1869 года рождения.
В 1900 году, Константин Попов предложил своим родственникам проведать свою маму и сделать памятную фотографию в наступившем «Двадцатом веке». Елена Иванова проживала в селе Тимино Екатеринбургского уезда, и к ней приехали её взрослые дети, со своими семьями из разных уездов Урала. Встреча получилась очень трогательной и запоминающейся.
Семья Поповых в трёх поколениях, 1900 год
Село Тимино.
Псаломщик Константин Иванович на фотографии стоит в верхнем ряду с левой стороны третьим. Рядом с ним его жена с ребёнком на руках. Справа от Константина стоит его младший брат, псаломщик Сергей Иванович. В первом ряду вторым слева сидит их третий брат, священник Александр Иванович, с сыном и его жена Елена Алексеевна с дочерью. В центре сидит приглашённый священник местной церкви Василий Симоновский. Справа от него сидит Елена Ивановна Попова, мама взрослых детей. Справа от неё сидит её дочь Александра Ивановна и её муж, оба с детьми.
На фотографии видно, как Константин пальцами поддерживает неокрепшую головку грудного младенца. Это черты характера Константина: заботливость, доброжелательность, готовность оказать помощь людям, внимательный и любящий отец семейства, преданный богу священнослужитель. Константин Попов женился в двадцатилетнем возрасте, а его младший брат Сергей, псаломщик в селе Мугай, в тридцать лет всё ещё был холост. Константин в письмах подталкивал его к семейной жизни, но ничего не получалось — сказывалась отдалённость села от города. Тогда Константин взял инициативу в свои руки. Он узнал, что Клавдия, дочь священника Петропавловской церкви Конева Василия Яковлевича, была на выданье. В этой же церкви служил и сам Константин, он организовал смотрины, в результате, появилась новая счастливая семья. Николай Попов, сын Сергея Ивановича Попова, рассказывал, что когда к ним приезжал в гости дядя Константин, то он обязательно подходил к нему, беседовал с ним, играли по очереди на физгармонии, напутствовал Николая, как старшего из братьев, что у него есть все качества стать священником.
В 1893 году Константин Иванович удостоился рукоположения во дьякона и был переведен к церкви в честь Святых Апостолов Петра и Павла, Сусанского (Нейво-Шайтанского) завода Верхотурского уезда. Здесь он служил вплоть до 1918 года.
Храм Петра и Павла Сусанского (Нейво-Шайтанского) завода.
Начало ХХ века.
Действующий Храм Петра и Павла, посёлок Нейво-Шайтанский.
В 1990 году в этом храме была восстановлена община. Храм был
обновлён и открыт с 2005 года. Фото 2014 года.
Росписи в Храме Петра и Павла. Пос. Нейво-Шайтанский.
Нейво-Шайтанский или Сусанский завод был основан в 1730-е годы на берегах реки Сусанка, где она впадает в реку Нейва. В 1750 году в поселке была заложена первая деревянная церковь в честь Святых Апостолов Петра и Павла. В конце XVIII начале XIX столетия в Нейво-Шайтанском заводе построили новый каменный храм в честь Святых Первоверховных Апостолов, с приделом в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, а в 1870-х годах к нему был пристроен еще один придел во имя Святого Александра Невского. В начале ХХ века в храме находились две особо чтимые Богородичные иконы: одна привезенная из Андреевского скита со Святой Горы Афон, другая Почаевская, написанная насельницами Свято-Николаевского женского монастыря города Туринска. В начале ХХ века в поселке проживало более пяти тысяч жителей, действовали два училища, земская больница, клуб, театр, народная библиотека.
Фотография семьи Константина Ивановича Попова 1910 год.
В 1936 году храм был закрыт. После войны, в 1947 году вновь открылся. А в 1962 году богослужения по распоряжению властей были вновь прекращены, и в молитвенном здании долгое время располагался детский сад. В 1990-м в Нейво-Шайтанском была восстановлена община. После возвращения храма верующим, выполнена реконструкция здания, восстановлены фасады и обновлены убранства и росписи. Обновлённый храм открыт с 2005 года.
В мае 1918 года Константин Иванович Попов удостоился Рукоположения во священника и был назначен на служение в церковь Вознесения Господня в селе Лягушинского Ирбитского уезда.
Церковь Вознесения Господня, села Лягушинского Ирбитского уезда фотография2014 года.
Грозные события происходили в то время на Урале, как и во всей стране. Летом 1918 года жители Ирбитского уезда испытали на себе все ужасы гражданской войны и красного террора. Красные уничтожали богатых и просто обеспеченных людей как буржуев, убивали священников за их несогласие с большевизмом и за духовный сан, интеллигенцию за принадлежность к этому слою общества. В большинстве случаев аресты основывались на подозрении в контрреволюционности, под которой большевики подразумевали все, что могло, по их мнению, свидетельствовать о недовольстве советской властью. Аресты сопровождались угрозами, издевательствами и побоями, им подвергались даже дети и старики. Арестованных часто убивали без следствия и суда, по устным распоряжениям начальников красноармейских частей и красногвардейских отрядов с бессмысленной жестокостью: закалывали штыками на улицах, в домах, в общественных местах Подобным же образом красные совершили несколько расправ и в окрестностях села Лягушинского. 13/26 августа 1918 года отряд красноармейцев из пяти человек въехал в село Мироновское, находившееся в двух верстах от села Лягушинского. Арестовав обоих служивших там священников: отца Иоанна Шишова и отца Иоасафа Панова, красноармейцы повезли их по направлению к станции Егоршино, где в то время располагался красноармейский штаб. По дороге, остановившись около леса, каратели с бранью приказали священникам сойти с лошадей, и тут же без суда и следствия расстреляли. Двинувшись далее, красные встретили на дороге отца Константина Попова, ехавшего в коробке. Вот как описаны последовавшие за этим события в статье «Гонения на духовенство»: «Озверелые убийцы бросаются к нему (к отцу Константину. Сост.), стаскивают с коробка, бьют его, мучат, наконец прикалывают штыками…» После этого красноармейцы поглумились и над телом священника: бросили его в падинник, куда крестьяне вывозили дохлую скотину, и запретили местным жителям его хоронить. Не обошли репрессии и духовенство села Пышминско-Экономического (Никольского), в котором прежде служил отец Константин Попов. Красными было арестовано пятнадцать человек, среди которых находились священник Сретенской церкви отец Б. и диакон отец Николай Успенский. Без суда и следствия всех их привезли сразу к месту казни тоже к падиннику. Здесь семеро арестованных, и в том числе 54-летний отец Николай Успенский, были расстреляны, а восьмерым приговоренным, среди которых был отец Б., удалось бежать. К сожалению, сведения об обстоятельствах гибели священнослужителей нередко скупы, но и они достаточно говорят о подвиге священномучеников, которые не отказывались от сана и не покидали свои приходы, несмотря на происходившие вокруг аресты и жестокие расправы. Они знали о грозившей им опасности, но не могли ни отречься от Христа, ни оставить без духовной поддержки свою паству. Таким был и отец Константин Попов, принявший смерть в страшное лето 1918 года. Священномученик Константин Попов был прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской в Соборе Екатеринбургских святых в 2010 году.
Послесловие:
В семье Поповых трое братьев стали священниками, из них отец Константин и его брат, близнец, отец Александр, зверски убиты в 1918 году, а третий брат, священник Сергей Иванович Попов, в 1921 году в период эпидемии тифа, выполняя в казарме обряд исповеди для больных тифом, заразился сам и через неделю умер. Так трагически, в 1921 году оборвалась духовная династия семьи Поповых.
Церковь Вознесения Господня, село Родники (Лягушинского) Артёмовского района Свердловской об
В истории Вселенской Церкви никогда не было таких масштабных и всеохватывающих, долгих и непрерывных гонений, как в России в XX веке. В первые три века существования христианства гонения носили локальный характер и длились не более нескольких лет. Даже самое страшное гонение Диоклетиана и его преемников, начавшееся в 303 г., продолжалось всего 8 лет. Гонения в России распространились по всей территории огромной страны, занимавшей 1/6 часть планеты; охватили все организации: учебные, хозяйственные, административные, научные; все слои общества и все возрасты: от детей, подвергнутых безбожному воспитанию и преследованиям за веру в детских садах и школах до глубоких стариков. Более ста миллионов православных верующих России подверглись, все без исключения, разнообразным гонениям, притеснениям, дискриминации — от издевательств и увольнения с работы до расстрела. И это продолжалось более 70 лет с 1917 года до «перестройки» конца 1980-х годов. Жизнь продолжается важно, чтобы россияне не забывали эти трагические события, в том числе подвиги священномучеников, братьев Константина и Александра Поповых, которые мученически погибли за Христа.